Г-жа Фуджи имеет степень магистра в области гендерных вопросов и развития от Университета Сассекса (Великобритания) и степень магистра в области исследований человека и окружающей среды от Киотского университета (Япония).

Нашим гостем была г-жа Акико Фуджи, новый Постоянный представитель Программы развития ООН в Узбекистане. Г-жа Фуджи, имеющая 25-летний опыт работы в системе ПРООН, занимала многочисленные руководящие должности. До начала работы в Узбекистане она занимала должность заместителя Постоянного представителя на Мальдивах, во Вьетнаме, на Фиджи и Ямайке.
Будучи убежденным сторонником Целей устойчивого развития ООН, г-жа Фудзи сыграла ключевую роль в решении экономических и социальных проблем, связанных с изменением климата. Она руководила крупномасштабными операциями по оказанию гуманитарной помощи в кризисных и конфликтных ситуациях и неизменно предоставляла стратегические рекомендации по системам управления для обеспечения справедливого и устойчивого развития.
Г-жа Фуджи имеет степень магистра в области гендерных вопросов и развития от Университета Сассекса (Великобритания) и степень магистра в области исследований человека и окружающей среды от Киотского университета (Япония).
— В последние годы мы наблюдаем значительную активизацию сотрудничества международных организаций с Центральной Азией в политической, экономической, социальной и экологической сферах, особенно в области охраны окружающей среды. Какими Вы видите перспективы сотрудничества ПРООН и других международных организаций с Узбекистаном в этой сфере?
— Спасибо, что пригласили меня на беседу на важную тему! Вы правы, растёт осведомлённость населения о проблемах, трудностях и происходящих природных явлениях. Мы видим, что изменение климата влияет на каждую страну по-разному, в зависимости от её географического, экономического и социального положения.
Что касается Центральной Азии, учёные уже прогнозируют учащение экстремальных погодных явлений, таких как волны тепла, наводнения и сели в одних районах, а также учащение случаев нехватки воды в других. Это лишь некоторые из симптомов и последствий глобального изменения климата в этом регионе. Это само по себе означает необходимость защиты жизни людей, живущих в этом регионе, и адаптации их к происходящим изменениям. Именно поэтому правительство Узбекистана, усиливая свою политику в этом направлении, поставило перед собой цель проводить политику, отвечающую потребностям населения. Международные организации, такие как ПРООН, в свою очередь, выдвигают свои предложения по содействию эффективной реализации этих целей, и у нас есть различные предложения по поддержке этих инициатив.
-Можете ли вы рассказать нам о работе, которую проводит ваша организация по решению экологических проблем в Узбекистане?
Для целей устойчивого развития ООН принципы устойчивости и справедливости очень важны для решения проблем в глобальном масштабе. Когда мы говорим о целях устойчивого развития, нам необходимо учитывать не только экологическую устойчивость, но и, как я уже упоминал выше, социально-экономические условия жизни людей, изменение климата и стихийные бедствия, их различные последствия в зависимости от местоположения. Учитывая эти аспекты, совместно с правительством Узбекистана мы стремимся увязать цели ЦУР в области охраны окружающей среды, борьбы с бедностью и изменения климата и рассматривать их в комплексе.
- Не могли бы вы рассказать нам о работе, которую проводит ваша организация по решению экологических проблем в Узбекистане?
Для целей устойчивого развития ООН принципы устойчивости и справедливости очень важны для решения проблем в глобальном масштабе. Когда мы говорим о целях устойчивого развития, нам необходимо учитывать не только экологическую устойчивость, но и, как я уже упоминал выше, социально-экономические условия жизни людей, изменение климата и стихийные бедствия, их различные последствия в зависимости от местоположения. Учитывая эти аспекты, совместно с правительством Узбекистана мы стремимся увязать цели ЦУР в области охраны окружающей среды, борьбы с бедностью и изменения климата и рассматривать их в комплексе.
То есть, мы не можем отделить проблему бедности от воздействия изменения климата. Например, наш доклад «Многомерная бедность» , подготовленный нами совместно с правительством в прошлом году, был впервые проведен в Узбекистане, но наша организация уже давно использует эту методологию в разных странах мира. 13 различных типов показателей показали связь между изменением климата и бедностью в разных регионах республики. Например, в некоторых регионах определенные экологические риски сильнее из-за отсутствия достаточных средств и возможностей для решения проблем. Например, система отопления. В Кашкадарьинской области 75 процентов школ по-прежнему работают на угле, поскольку не оснащены современными системами отопления. Это, конечно, негативно сказывается на качестве образования детей. Такая ситуация также может помешать вашей стране достичь цели по сокращению выбросов парниковых газов на 35% по сравнению с уровнем 2010 года.
Видите ли, невозможно решить проблемы бедности, окружающей среды и декарбонизации, не рассматривая их по отдельности.
— Как ПРООН поддерживает программу Узбекистана «Зелёная экономика 2030»? Лично вы наблюдаете какие-либо положительные результаты?
— Конечно. Вот лишь один пример. Инициатива «Зелёное пространство». Ежегодно ООН, ПРООН и другие международные организации активно участвуют в этой акции по озеленению. Удивительно в этой работе то, что, мобилизуя широкую общественность, правительство Узбекистана решает не только национальные, но и глобальные проблемы.
Возьмём, к примеру, три международные конференции КС-10 этого года: в Азербайджане, Колумбии и Саудовской Аравии, где борьба с опустыниванием направлена на решение глобальных проблем. Я считаю, что национальная кампания правительства Узбекистана по лесонасаждению на деградированных землях совместно с местными сообществами является одним из позитивных примеров улучшения условий жизни населения в районах, где опустынивание особенно остро ощущается, например, в районе Аральского моря.
Я, пожалуй, мог бы перечислить ещё множество инновационных инициатив. Например, ЦУР и зелёные облигации, выпущенные при поддержке ПРООН. Это ценные бумаги, финансовые ресурсы, которые помогают удовлетворить потребности людей. Эти облигации, эквивалентные 200 миллионам долларов США, были восприняты как первая инновационная инициатива в области устойчивого финансирования в регионе.
Это поистине инновационный подход. Крайне важно обеспечить прозрачность финансирования, чтобы гарантировать, что средства частного сектора и суверенных фондов будут направлены туда, где они больше всего нужны. Облигации BRM будут использованы для поддержки проектов по переходу от традиционного транспорта к экологичному. Один из них — развитие общественного транспорта за счёт увеличения количества станций метро в Ташкенте. Эта инициатива реализуется в рамках проектов, направленных на развитие общественного транспорта, что повысит мобильность людей и заменит личные автомобили экологически вредными.
Доклад о многомерной бедности будет способствовать повышению доверия инвесторов и стимулировать появление новых инновационных идей в области «зелёного» финансирования. Мы также активизировали работу с Узбекистаном по переходу от традиционной экономики к «зелёной». Учитывая, что процесс декарбонизации затронет определённые отрасли и рабочие места, мы также работаем над их адаптацией к новой «зелёной» реальности.
Молодым людям необходимо освоить новые навыки и умения, которые понадобятся в будущем. Существующая традиционная промышленность может совершенно отличаться от зелёной экономики, которая будет создана в будущем, и может стать неактуальной. Программа также уделяет большое внимание тому, что люди в процессе перехода к этой зелёной экономике приобретут высококвалифицированные навыки, чтобы освоить новые виды зелёной экономики. Мы ведь говорим о жизни людей, не так ли?! Мы говорим о ситуации, когда профессии, которыми они владеют в настоящее время, могут исчезнуть, о владельцах профессий, которым потребуется переподготовка для различных видов зелёной промышленности.
Именно поэтому одним из приоритетов, на котором сосредоточивают усилия Организация Объединенных Наций и ПРООН совместно с правительством Узбекистана, является повышение осведомленности общественности, укрепление нормативно-правовой базы и предоставление людям возможности перейти к справедливой зеленой экономике без потерь.
- Какую роль вы видите в решении экологических проблем?
— Я думаю, что в эпоху цифровизации доступ к информации и дискуссии о мнениях, высказанных людьми, стали более демократичными. У каждого есть всё больше возможностей публиковать в социальных сетях любую информацию, которую он хочет. Но в то же время мы ставим под угрозу некоторые основополагающие принципы распространения информации и образования, в некотором смысле, через СМИ, поскольку здесь нет редакторов. С другой стороны, искусственный интеллект манипулирует информацией многими способами, которые мы не замечаем.
Это требует продуманных и ответственных действий. В частности, роль представителей СМИ в предоставлении фактической информации чрезвычайно важна. В этой связи, например, таким экожурналистам, как вы, необходимо придерживаться этических норм. Я также хотел бы подчеркнуть, что роль СМИ и гражданского общества в современную эпоху становится всё более значимой.
Спасибо за познавательную беседу!
Авазхон Хайдаров